Главная страница Главная страница / Статьи о детях / Мнения специалистов / Мышечная дистония
Мышечная дистония - Мнения специалистов - Статьи о детях ООО "Мобильная медицина" - детский медицинский центр +7 495 258-257-0, +7 495 723-49-93, +7 903 723-4993
  схема проезда схема проезда   карта сайта карта сайта  

О клинике
Возможности клиники
Новости
Спецпредложения
Программы длительного наблюдения
Как проехать?
Отзывы наших пациентов
Статьи о детях
Что беспокоит Вашего ребенка?
Контакты / Обратная связь
   
Возможности клиники
Выездная педиатрическая поликлиника Выездная педиатрическая поликлиника
Детский медицинский центр Детский медицинский центр
Центр детской аллергологии Центр детской аллергологии
Лабораторные анализы для детей Лабораторные анализы для детей
Вакцинация ребенка (прививки для детей) Вакцинация ребенка (прививки для детей)
Статьи о детях

Мнения специалистов

Мышечная дистония

 

Доктор, у нашего ребенка обнаружили гипертонус!
Бабушка всю медицинскую энциклопедию перерыла, но такой болезни не нашла...
Что это за болезнь?"
(из разговора с родителями)

ВНИМАНИЕ! Статья не может служить пособием по самодиагностике и самолечению! Если Вы заметили у своего ребенка описанные в статье симптомы - обратитесь к специалисту!

Тонус - это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечения возможности их работы. Напряжение мышц регулируется различными отделами центральной нервной системы. Многие заболевания приводят к нарушению функции этих отделов, что проявляется нарушениями тонуса. Чрезмерное мышечное напряжение называется мышечной гипертонией или гипертонусом, а сниженое - мышечной гипотонией или гипотонусом. То есть изменение тонуса мышц - мышечная дистония - не заболевание, а лишь его проявление.

Правильное соотношение тонуса различных мышц - одно из необходимоых условий правильного удержания позы и правильного экономного движения. Например, для того, чтобы ребенок удерживал вертикальное положение тела, нужно примерно равное напряжение мышц спины и живота.

Мышечный тонус - одна из наиболее информативных характеристик, которая оценивается при неврологическом осмотре грудных детей. При осмотре врач обращает внимание на позу ребенка, положение рук и ног, его активные движения. По этим признакам можно косвенно судить об имеющихся нарушениях тонуса. Непосредственно изменения тонуса можно определить на ощупь и по сопротивлению мышц при пассивном сгибании и разгибании конечностей в суставах.

Для того, чтобы обнаруженное изменение мышечного тонуса расценить как проявление болезни, врачу зачастую необходимо осмотреть ребенка повторно. Ведь повышенный тонус мышц у маленького ребенка может быть, например, результатом реакции на холод, боли в животе и т.д. Во-вторых, даже у здоровых детей первого года жизни мышечный тонус меняется, происходит его возрастная эволюция. То состояние мышечного тонуса, которое считается нормой для новорожденного, является признаком нарушения для ребенка старше возрастом. И, наконец, одним из важных, хотя и косвенных, признаков нарушений тонуса мышц является задержка двигательного развития. Ребенок позже начинает держать голову, переворачиваться, брать в руки игрушки и т. п.

В своевременной диагностике мышечных дистоний значительную роль может сыграть внимание родителей к развитию своего ребенка. Ниже представлены характерные признаки нормальных возрастных изменений тонуса мышц, позы и двигательных навыков у грудных детей. Условно можно выделить пять возрастных интервалов: от рождения до 1 месяца, от 1 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 месяцев. Если Вы заметили, что Ваш ребенок "не похож" на описанного в соответствующей возрастной группе - это повод посоветоваться с детским невропатологом.

Первый период (до 1 месяца):

На спине. Для ребенка характерна "поза эмбриона". Руки согнуты, прижаты к груди, кисти сжаты в кулак, большие пальцы прижаты к ладони. Ноги согнуты и слегка разведены. Положение правой и левой сторон симметрично. Голова расположена по средней линии.

При потягивании за руки (вперед-вверх). Голова свисает, руки полусогнуты, ноги слегка согнуты и отведены.

На животе. Руки под грудью, ноги попеременно сгибаются (рефлекс ползания). Голова повернута в сторону (защитный рефлекс).

В конце периода ребенок в положении на животе делает попытки поднять голову, установить ее по средней линии и удержать ее несколько секунд.

Второй период (1 - 3 месяца):

На спине. Руки согнуты, но не так сильно. Ребенок выдвигает их вперед, отводит в стороны, подносит ко рту, глазам. К концу периода направляет к игрушке и удерживает вложенную в руку игрушку, поворачивает голову на звуковой и зрительный сигнал, пытается приподнять голову.

Потягивание за руки. К концу периода удерживает голову, пытается подтянуться к рукам, ноги также слегка сгибаются.

На животе. К концу периода ребенок поднимает голову над поверхностью, длительно удерживает ее в этом положении и активно поворачивает в стороны. Опора на предплечья, руки слегка разогнуты в локтевых суставах. Ноги полусогнуты, совершают ползающие движения.

Третий период (3 - 6 месяцев):

На спине. Руки и ноги полусогнуты, кисти открыты. Ребенок складывает руки вместе, подносит их ко рту, ощупывает пеленку, перебирает пальцами, направляет руку к игрушке и захватывает ее. В начале периода он захватывает предметы, расположенные над грудью, а в конце - перед лицом и сбоку. Ребенок самостоятельно группируется, появляются попытки сесть.

Потягивание за руки. На пятом месяце жизни голова и тело располагаются по одной линии, ноги слегка согнуты. К шести месяцам подбородок касается груди, ноги прижаты к животу.

На животе. В 4 - 5 месяцев ребенок устойчиво удерживает голову по средней линии, опирается на предплечья, кисти разжаты. В 6 месяцев опора на ладони вытянутых рук, верхняя часть туловища приподнята, ноги выпрямлены. Четырех-месячный ребенок пытается перевернуться со спины на бок, а концу периода он уже хорошо переворачивается со спины на живот.

Четвертый период (6 - 9 месяцев):

На спине. Ребенок активно меняет позу: поворачивается со спины на бок и на живот, самостоятельно садится. Постепенно учится сидя сохранять равновесие.

Потягивание за руки. Ребенок быстро группируется и концу периода может вставать на ноги.

На животе. Поворачивается с живота на спину, встает на четвереньки, пытается передвигаться. Переносит центр тяжести с руки на руку, опираясь на одну руку, другой тянется к игрушке.

В 8 - 9 месяцев ребенок начинает самостоятельно вставать, держась за опору. Ребенок быстро хватает в различных направлениях, перекладывает игрушку из одной руки в другую.

Пятый период (9 месяцев - 1 год):

На 9 - 10 месяце ребенок хорошо ползает на четвереньках, уверенно встает, держась за опору. Позже ребенок ходит, держась за мебель, перила кроватки, при этом он приседает, берет игрушку, снова встает. Освоив эти навыки, он делает попытки стоять без опоры. Как только ребенок научается удерживать равновесие стоя - он начинает ходить.

К 1 году ребенок может произвольно схватить и отпустить игрушку, показать на нее пальцем, берет мелкие предметы двумя пальцами.

Чем грозит мышечная дистония ребенку? Это зависит от множества обстоятельств: в каком возрасте замечены признаки мышечной дистонии, ее выраженности, формы и сочетания ее с другими неврологическими симптомами, своевременности и правильности начатого лечения. В наилучшем варианте мышечный тонус полностью нормализуется. В легких случаях патологический мышечный тонус может привести к формированию неправильной осанки (в том числе сколиозов), неправильной походке и косолапости, кривошее. В более тяжелых случаях уже в раннем возрасте отмечается задержка формирования основных двигательных навыков: удержания головы, переворотов, присаживания, ползания и стояния на четвереньках, ходьбы. Наиболее тяжелым исходом нарушений мышечного тонуса становятся грубые двигательные нарушения в форме детского церебрального паралича.

Необходимость раннего лечения обусловлена тем, что мозг ребенка обладает прекрасными способностями к восстановлению, особенно в первые месяцы жизни. Поэтому, чем раньше начато лечение мышечной дистонии, тем лучше результат.

В традиционную схему лечения мышечной дистонии входят:

  1. кинезитерапия - лечение движением, которое состоит из
    • пассивного воздействия - различных видов массажа и пассивной гимнастики;
    • активного - корректирующей лечебной гимнастики и плавания;
  2. медикаментозное лечение, включающее в себя различные группы препаратов общего действия на головной мозг и непосредственно влияющие на мышечный тонус;
  3. физиотерапевтическое лечение - водо- и теплолечение, гря-зевые аппликации, электрофорез лекарственных веществ, магнитотерапию, лечение ультразвуком, криоконтраст (попеременное воздействие холодом и теплом).

Если мышечная дистония является основным симптомом неврологических нарушений, то кинезитерапия в большинстве случаев будет ведущим методом лечения. Результат лечения в значительной мере зависит от активного участия родителей. Поэтому, не откладывайте Ваш визит к специалисту и начало лечения.

Наталья Дазмировна Суворова
детский невропатолог
кандидат медицинских наук

задайте вопрос детскому неврологу >>

Мнения специалистов
Статьи о детях

Мнения специалистов | Опыт родителей | Потешки для детей
Онлайн-консультации
Расписание приема
Вызов на дом
© 2007-2019 ООО "Мобильная медицина"
г. Москва, Мичуринский просп., д. 25, корп.2 схема проезда
тел. +7 495 258-257-0, +7 495 723-49-93, +7 903 723-4993
Наши партнеры
О клинике Возможности клиники Новости Спецпредложения Программы длительного наблюдения Как проехать? Отзывы наших пациентов Статьи о детях Что беспокоит Вашего ребенка? Контакты / Обратная связь